Официальная группа вконтакте

Автор отчета: Фаддеев М.А.

(читать текст следует вместе с просмотром презентации  «Килиманджаро.pps») (132 мб)

Федерация альпинизма Нижегородской области неуклонно расширяет географию своей деятельности. В сентябре 2011 года по инициативе Алексея и Марины Крупко было организовано восхождение на Килиманджаро – высочайшую вершину Африканского континента.
В нашей группе было 10 человек и лишь 3 альпиниста: супруги Крупко и старый инструктор Фаддеев. Остальным оставалось надеяться на молодость и здоровье.
До Килиманджаро путь не близок. Сначала от Нижнего до аэропорта «Домодедово» нас довез на своем автобусе известный всем наш давний друг Джексон из Сарова. Оттуда аэробусами «А-321» до столицы Кении Найроби. Пересадка в Каирском аэропорту.
В Найроби мы прибыли ночью и вместо ожидаемой африканской жары попали в пасмурную погоду с умеренной температурой. Утром отправились автобусом прямо на юг, через государственную границу до города Аруша. Это примерно 300 км по знаменитой масайской степи. Типичная африканская саванна с баобабами и гигантскими акациями, по которой гуляют смерчи из тончайшей вулканической пыли. Масаи в национальной одежде пасут скот (в основном, горбатых коров и овец). Аруша – большой город, центр провинции. Там автобус повернул на восток и проехал ещё 70 км на восток до города Моши. Затем ещё один поворот уже на север и к вечеру мы прибыли в один из многочисленных отелей вблизи южной границы национального парка «Килиманджаро».
В любой национальный парк Танзании вход только по специальным лицензиям. На восхождение можно идти лишь с местным гидом, его помощниками и многочисленными носильщиками. И всем надо платить.
Немного о цели экспедиции. Килиманджаро представляет собой горный массив, находящийся в восточной Африке на 300 км южнее экватора и занимающий площадь около 2000 км2. На этом огромном массиве возвышаются 3 спящих вулкана: Кибо (5895 метров), Мавензи (5149 метров), Шира (3962 метра). Наибольший интерес представляет Кибо - высочайшая точка Африки. Туда мы и направились.
Нашу группу из 10-и человек сопровождало 4 гида и 10 носильщиков. Носильщики предназначены для переноски продуктов питания, кухни и, главное, воды. Основная трудность восхождения на Килиманджаро заключается в том, что вода встречается только у подножья.

1-й день восхождения.
Мы решили подниматься по маршруту Ронгаи. Это самый живописный и дикий путь. Стационарных лагерей на этом маршруте нет, но мы взяли с собой из Нижнего легкие альпинистские палатки.
К началу пешеходного пути нас подвезли на автобусе. В национальный парк мы вошли через ворота «Налемуру».
Впереди шел наш главный гид Энтони. Он задавал спокойный темп и давал краткие пояснения. Сначала мы шли по дороге через хвойной лес. Деревья были незнакомые, немного похожие на сосны и лиственницы. Попадались маисовые поля, далее местность одичала. Но пешеходная дорожка была аккуратная с водоотливами, которые, видимо, необходимы в сезон дождей.
Потом начались густые джунгли, в которых верещали птицы незнакомыми голосами и прыгали дикие обезьяны. Один раз мы хорошо разглядели семью колобусов.
Погода была пасмурная, идти было нежарко. Так как мы несли только личные шмотки, то никогда в жизни у меня не было столь легкого рюкзака! Всю свою долгую альпинистскую жизнь я таскал тяжелые рюкзаки, так как вынужденно был на самообеспечении. А здесь было непривычно и удивительно, что какие-то добрые люди (носильщики) тащат харчи, посуду, газ и много других полезных вещей. Мне можно было спокойно осматривать экзотические деревья и цветы, которые красовались по обе стороны дороги.
Иногда мы проходили через небольшие, но прочные мостики. Но речки были либо скудные, либо вообще пересохшие, так как мы приехали в конце сухого сезона.
Первая ночевка была на высоте 2600 м в месте, которое называется бивак «Симба». Симба – это лев на суахили. Но живых львов мы не видели и не слышали. Рядом протекала обмелевшая речка. Течение в ней замедлилось до предела , вода частично «зацвела», но после кипячения пить её можно. Это была последняя природная вода на маршруте. Далее воду в пластиковых бочках придется тащить вверх нашим носильщикам.
Ужин меня потряс. Прежде всего, не надо было самим ничего готовить. Носильщики тащили 3 высокие палатки, из которых одна отводилась под кухню. Вторая высокая палатка служила нам столовой. Когда ужин был подготовлен поваром, нас пригласили в палатку-столовую. На полу был расстелено что-то типа  среднеазиатского дастархана. Но сервировка была шикарная. 2 ложки, 2 вилки, нож – всё стальное. Тарелка глубокая, тарелка мелкая, кружка – всё из пластика «под фарфор». Меню тоже было неслабое. На первое – густой сытный суп-пюре. На второе – жаркое с гарниром. Затем на выбор напитки: чай черный, чай зеленый, кофе растворимый, какао. Фрукты: бананы, манго, авокадо. Печенье, арахисовое масло и т.п. Короче – кормежка на убой. Я не верил происходящему. Всю свою многолетнюю альпинистскую практику я голодал. Еды всегда было по минимуму из-за экономии веса. А здесь я не мог даже доесть предложенное. И в довершение ужина – не надо было самим мыть посуду! Я почувствовал себя то ли российским олигархом, то ли арабским шейхом.
2-й день восхождения.
Утро было частично облачное, но мы все-таки насладились дикими красками африканского рассвета (пусть Сюткин завидует!). Потом облака разошлись, и мы первый раз увидели нашу цель – гору Кибо.
Завтрак также был обилен и разнообразен. Аналогичное усиленное питание продолжалось во все дни этого восхождения.
В этот день путь шел сначала через заросли сухих кустарников. Джунгли кончились. Дорожка в основном была ровной и пологой, изредка попадались скальные ступени. Иногда нас накрывало плотным облаком. Стали встречаться площадки застывшей лавы. и странные цветы. Постепенно местность становилась всё более пустынной. Мрачно выглядели сухие русла пересохших речек. В середине дня стало жарко. Плотный слой облаков остался внизу. Тропа извивалась по черной вулканической пыли. Удивляли редкие незнакомые цветы. Алексей, Марина и я в августе получили некоторую акклиматизацию на Кавказе. Нашим друзьям-туристам было тяжелее.
Вторая ночевка была на высоте 3700 м около красивейших лавовых скал. Вокруг стояли разнообразные палатки туристов из США, Японии, Южной Кореи и пр. Вечер был ясным, вокруг летали толстые белоспинные вороны и посматривали, что можно стибрить.
В этот вечер я испытал ещё один шок. Перед очередным роскошным ужином нам предложили умыться подогретой водой. В горах умываться, да ещё нагретой водой, которая была принесена в бочках снизу – я онемел от изумления. Вот это африканский сервис! Хорошо же негров выучили английские колонизаторы!
3-й день восхождения.
Ночью, несмотря на близость к экватору был легкий морозец и на сухой траве выпал иней!
Утро третьего дня восхождения было ясным, и гора Кибо выглядела потрясающе!
Мы вновь двинулись вперед. Через некоторое время из-за скальных гребней появился второй вулкан массива Килиманджаро: гора Мавензи. Слой плотных облаков расстилался ниже нас. Местность стала каменистой пустыней с редкими сухими кустиками. Было жарко и тяжело дышалось из-за возрастающей высоты. Наша маленькая колонна растянулась, так как каждый выбрал посильный для себя темп.
К вечеру нас накрыло плотное облако, но мы уже добрались до лагеря «Кибо», который расположен на высоте 4700 м. Привлекали внимание добротные здания, сложенные из каменных блоков, но мы вновь установили свои палатки. 4700 м   это довольно высоко (выше скал Пастухова на склоне Эльбруса). На такой высоте вечером холодно – пришлось одеться потеплее.
К лагерю «Кибо» подходит, кроме нашего, ещё и самый популярный маршрут   Марангу. Поэтому на плоских площадках вокруг каменных зданий расположились не менее сотни палаток самых разных форм, цветов и размеров. Вокруг тусовалось множество белых (туристов) и негров (гидов, носильщиков и др.). Очень было похоже на вавилонское столпотворение.
Между палатками бродили здоровенные белоспинные вороны и нахально хватали даже несъедобные вещи, если их не отгонять.
Некоторым из нашей команды стало худо. Они залегли в палатки и слабыми голосами ругали остальных за то, что их заманили на такую высоту. Остальные участники гуляли вокруг лагеря и любовались прекрасным вечером. Вулкан Мавензи выглядывал из слоя облаков, полная Луна поднималась выше и выше.
4-й день восхождения.
В полночь, т.е. в 00 ч. 00 м. 11 сентября мы направились на вершину. Возглавлял процессию гид Энтони, рядом с нашей колонной двигались три его помощника и следили, чтоб никто не потерялся. Полная Луна сияла в зените, и я даже не включал головной фонарь. В лунном свете всё происходящее казалось удивительным. Вокруг двигались призрачные фигуры и маячили серо-черные скалы. Звездное небо выглядело чужим. Даже такое знакомое созвездие, как Кассиопея, было развернуто непривычным образом.
В эту ночь на вершину поднималось много групп. Впереди и сзади нас виднелись цепочки фонариков. Вспомнилась библейская картина «Исход».
Опытный гид Энтони задал медленный темп. Он нам часто повторял : «pole-pole», что означает «очень медленно» на суахили. Или: «as chameleon» по-английски. Энтони вел нас зигзагами по тропе, покрытой мелкой осыпью, между крупными камнями и вулканическими скалами, которые в лунном свете выглядели фантастически дико. Впереди на фоне звездного неба был виден черный скальный гребень, куда мы направлялись.
Когда мы поднялись на высоту более 5000 м, стало так холодно, что пришлось одеть теплые куртки. С увеличением высоты дышать становилось всё труднее и труднее. Наша колонна стала распадаться на маленькие группы, с каждой из них оставался один из гидов. Мне - старому больному человеку – помогал только накопленный опыт. Я глубоко вдыхал холодный африканский воздух, вспоминал многодневные восхождения и старался держать равномерный темп. Время, казалось, остановилось.
Только около пяти часов утра мы вышли на предвершинный гребень. Это место называется Gilman’s Point. Высота 5681 м, что выше Эльбруса! Тут я обнаружил, что в нашей группе осталось трое: Энтони, Марина и я. Мне больше всего хотелось отдохнуть и подождать остальных. Но Энтони сказал, что до вершины ещё далеко и надо идти дальше.
Мы пошли вдоль скальной гряды. Луна уже зашла за гребень, пришлось включить головной фонарь. Скалы больше всего напоминали лунный пейзаж. Усиливалось ощущение нереальности. Идти стало ещё тяжелей, только понты не позволяли отстать от Марины.
Гид Энтони оказался опытным человеком. Он так рассчитал маршрут, что мы вышли на вершину одновременно с рассветом. Высшая точка вулкана Кибо и всего Африканского континента называется пик Ухуру. Высота 5895 м.
Нет слов, чтобы описать увиденную нами красоту! Внизу расстилалось море облаков, из которых выглядывал близкий Мавензи и более далекая гора Меру. В воздухе висела тень пика Ухуру (видимо, на мельчайших капельках воды и пылинках, висящих в воздухе). Подобное явление можно наблюдать на Эльбрусе, но в меньших масштабах.
От знаменитой шапки «снегов Килиманджаро» остались отдельные пласты льда в кратере и на окружающих склонах.
Солнце поднималось над облаками. Со всех сторон, с разных маршрутов начали подходить группы людей. Кто-то был уже белый, кто-то синеватый, кого-то тащили под руки. Скоро на вершине стало многолюдно, как на восточном базаре.
Я хотел поближе рассмотреть мощный ледовый барьер у вершины, но Энтони заторопил нас вниз. Мы сделали несколько фотографий и распрощались с вершиной.
Спускаться было легко: мы скользили по мелкой осыпи и вулканической пыли, срезая петли серпантинов. Стало снова жарко.
Спустившись в лагерь «Кибо» (4700 м), я был настроен серьезно поспать. Но гиды скомандовали поход вниз. Пришлось срочно собрать шмотки и снова двигаться.
Спускались мы для разнообразия по маршруту Марангу. Опять сначала была пустыня с редкими лишайниками на камнях. Выяснилось, что этот маршрут более простой, но менее интересный. По нему вверх и вниз ходят толпы туристов, гидов, носильщиков. Народу – как на Невском проспекте.
Вниз, конечно, идти было веселее. Мы прошли мимо громады вулкана Мавензи, которая ощерилась скальными гребнями. Очевидно, что восхождение на эту гору гораздо труднее, чем на Кибо. Воды на Мавензи тоже нет, как нет снега и льда. А бочку с водой по скальным гребням и стенкам тащить проблематично.
Через несколько часов хода мы спустились в зону колючих кустарников. Среди них возвышались рощи удивительных деревьев. Я ничего подобного никогда не видел и даже не мог помыслить. В нашей группе было 4 биолога, которые изумлялись и восторгались одновременно.
Этот долгий ходовой день закончился у лагеря «Хоромбо» на высоте 3700 м. Мы поставили свои палаточки в очень живописном месте. Нашу поляну окружали с двух сторон скальные стены (похоже, базальтовые), поросшие экзотическими растениями. К сожалению, вечером на нас опустилось густое и мокрое облако. Не удалось ни погулять, ни пофотографировать.
5-й день восхождения.
В последний день гид Энтони разбудил нас ещё до рассвета. Ночью был мороз, примерно  -5 С, вода замерзла. Съели последний завтрак на горе Килиманджаро и продолжили спуск.
Мы прошли снова все ландшафтно-климатические зоны, как и при подъеме, но в обратном порядке. Заросли колючих кустарников сменили влажные джунгли. Стали встречаться симпатичные горные речки с чистой водой и водопадами. Опять под ногами появилась дорожка с аккуратными водоотливами. Кроны тропических деревьев сомкнулись над нашими головами. Деревья оплетены лианами. Травы не видно, землю покрывает плотный слой опавших листьев. Два часа мы шли сквозь дождевые облака и насквозь промокли.
На последнем участке пути стали попадаться многочисленные процессии гуляющих. Кроме белых туристов нам встречались очень колоритные негры и негритянки в пестрых одеяниях.
В результате мы вышли через главные ворота национального парка «Килиманджаро». Расплатились и распрощались с гидами и носильщиками.
Восходители получили именные сертификаты, удостоверяющие факт восхождения на вершину  Килиманджаро.
Осталось впечатление прочитанного приключенческого романа, в котором досталась одна из главных ролей.
В заключение ещё раз благодарю Алексея Крупко за прекрасный проект и его успешную реализацию и Марину Крупко, которая, ко всему прочему, отличный переводчик с английского (и на английский).